Замечу, что главным средством внутризаводского транспорта долгие годы служили грузовые мотоциклы с боковым прицепом.
Это были настоящие труженики, перевозившие сотни тысяч тонн. При заданной грузоподъемности в 250 кг порой они брали за
один рейс до полутора тонн!
Работу над верхнеклапанным двигателем ирбитские конструкторы начали еще в годы Великой отечественной войны.
Первый опытный мотор, получивший обозначение М - 75, собрали и испытали как на стенде, так и в пробеге Ирбит -
Тюмень - Ирбит еще в августе 1942 года. После войны ирбитчане успешно использовали эту модель в мотоспорте. На первенстве
СССР 1945 года экипаж Игоря Окунева и Алексея Антропова установил Всесоюзный рекорд на дистанции 300 км. На первых
шоссейно - кольцевых гонках первенства СССР 1947 года в Таллине ирбитчане Александр Лукоянов и Николай Сачков на
М - 75 стали чемпионами, оставив позади себя более опытных гонщиков на иномарках.
Постановление Совета Министров СССР от 10.01.1953 года за N9 74 «О мероприятиях по развитию мотоспорта» обязало ИМЗ
произвести модернизацию спортивного М - 75. Завод успешно справился с заданием и уже в сентябре 1953 года на «Первенстве
заводской марки» представил усовершенствованную модель М - 75М для шоссейно - линейной гонки.